Покровительница

О Боголюбской иконе Божией Матери и ее милостях и чудесах роду человеческому.

В начале 2008 года в г. Тейково Ивановской области была обретена Боголюбская икона Божией Матери, писанная в XIX веке, по молитве перед которой жители города получили исцеление от эпидемии холеры, свирепствовавшей в России в 1831 году. Эта икона является одним из многочисленных списков древней Боголюбской иконы. По промыслу Божию именно эта икона сегодня является связующим звеном между городом Тейково, некогда бывшим в составе Владимирской губернии, Боголюбским монастырем и Владимирской землей. История происхождения первообраза такова.

Древняя Боголюбская икона Божией МатериВ 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси искать новую столицу Русского государства. Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.

Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в греческом церковном искусстве XI-XII вв. Свиток в руке Богоматери был дописан позднее, он сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Создателем иконы был или греческий иконописец, или русский мастер, хорошо знакомый с современным ему греческим искусством.

На иконе Богоматерь изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено св.блгв.вел. князем Андреем Боголюбским 18 июня ст.ст./ 1 июля н.ст. В течение веков – вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения. В настоящее время древняя икона XII в. находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена.

После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой сто-лице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462 гг.) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682 гг.) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы (в том числе это изображение креста с надписью есть на обретенной в Тейково иконе).

В 1682 году до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г. в ней был поставлен список Боголюбской иконы, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря. Чудотворным образом в тот период считалась и Боголюбская икона кремлевского Сретенского собора. С особым почитанием Боголюбской иконы в эпоху Петра I связано предание об иконе в с. Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, подаренной Петром стольнику Б. Батурину, который просил благословить его образом из придворного храма, а также предание о появлении Боголюбской Московской иконы Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города. Составление службы Боголюбской иконы относится к рубежу XVII-XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре. Старейший список службы датируется 1704 г. (ГИМ. Симон. № 1).

Известно три основных варианта Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, получивших распространение в XVII-XIX вв.
Первый – это иконы, точно копирующие древний образец, где Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками ко Господу.

Второй – Божия Матерь изображена вместе с предстоящим перед Ней на коленях благоверным князем Андреем Боголюбским (это как раз Тейковский список).

Третий вариант – «Моление о народе», Божия Матерь изображена с молящимся перед Ней сонмом святых – московских святителей, благоверных князей и др.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта г-на Флейшера в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!», и вместе с семьей перешел из лютеранства в Православие.

Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция.

20 мая ст.ст. (2 июня н.ст.) в Боголюбском монастыре совершалось Всенощное бдение, после которого Боголюбскую икону вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы торжественным шествием уносили во Владимир в Константино-Еленинский храм. Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Можно только представить все благолепие этого шествия!

Боголюбский женский монастырь. г. Боголюбов Владимирской области

В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.

В том же 1771 году жители Москвы, узнавшие о том, что город Владимир был избавлен от эпидемии после пере-несения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало безпокойство светских и духовных властей. Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по не-которым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

Следующая массовая вспышка холеры, сопровождающаяся также народными волнениями, произошла в России в 1830-31 гг. Несмотря на все меры, предпринятые правительством по борьбе с эпидемией, одними медицинскими средствами ее погасить не удалось. Поскольку любое заболевание – это посещение Божие или в наказание за грехи, или для вразумления для людей, то по повелению царя Николая I по всем храмам Российской империи был разослан текст особой молитвы для ежедневного чтения на литургии об избавлении от напасти. Осенью 1831 года опять же по повелению царя приказано было отслужить по всем храмам России благодарственные молебны за исцеление и прекращение эпидемии холеры.

В разгар этой эпидемии в с. Тейково, тогда входившее во Владимирскую губернию, выехал губернский предво-дитель дворянства Андрей Петрович Хметевской. Он был родом из этих мест – имение Хметевских находилось в селе Березовик (теперь это Ковровский район). С 25 мая по 30 июня 1831 года Хметевской пребывал в Тейково, где под его руководством была устроена инфекционная больница. О размахе эпидемии говорят цифры. В архивных документах сохранились сведения, что только в одном приходе с. Тейково с 11 июня по 26 июля того же года из числа заболевших выздоровело только 78 человек, а умерло – 166. В числе умерших были священник с. Тейково Егор Кандидов 32-х лет, пономарь Иван Федоров, дьячок Яков Матвеев и члены их семей.

Весь трагизм ситуации можно представить из докладной записки А.П. Хметевского Владимирскому губернатору от 27 июня 1831 года: «Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Положение крестьян местного селения заставляет меня еще остаться здесь, не могу Вам выразить, какое в них возрыдалось уныние и, даже можно сказать, отчаяние, почти все отъехали и секретно приобщались Святых Таин. Заболевших никак не могли уговорить принять лекарство. Некоторые, по сделанным убеждениям и приказаниям и брали лекарство в рот, но, исходя наружу, выплевывали. Привозят же больных в таком положении, что тяжелые умирают уже через несколько часов. Вот что и заставляет меня завтра тотчас после обедни поднесть образы в приготовленную фабрику для лазарета, отслужить молебен с водосвятием и приступить к переводу больных, хотя через оное вызвать доверенность к начальству и показать им, сколько старается оное о них к пользе и спокойствию».

Спустя три дня, 30 июня, А.П. Хметевской писал в своем отчете: «По случаю открывшейся в селе Тейкове болезни холеры, подвергшиеся оной жители переведены мною 28 июня в лазарет, устроенный в пустопорожней фабрике, где по поднесении святых икон совершено молебствие с водоосвящением. При сем случае некоторые из проживающих в вышеозначенном селе, будучи движимы христианскою любовию к ближнему и сострадая к человече-ству, добровольно вызвались вспомоществовать для больных от своих избытков, как то: Плеской 2-ой гильдии купец Степан Каретников с самого открытия болезни холеры, для всех, находящихся в больницах, доставлять пищу, посуду, нужные вещи и материалы, уксус, сахар и прочее. Шуйской 2-ой гильдии купец Федор Попов тысячу рублей; 3-ей гильдии купецкой сын Гаврило Леонтьев сто рублей; крестьянин вотчины Г.Г. Алсуфьевых Тимофей Захаров пятьдесят рублей. О чем долгом почитаю довесть до сведения Вашего Превосходительства». (5)

Тогда же в Тейково был доставлен и один из списков Боголюбской иконы, после совершения молебнов перед которым, эпидемия прекратилась. За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение. Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 году он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.

А от Боголюбской иконы Божией Матери и ее многочисленных списков продолжали совершаться чудеса. В том же 1831 году в г. Усмани Тамбовской губернии после молебнов перед Боголюбской иконой также прекратилась эпидемия холеры. Известными списками Боголюбской иконы Божией Матери кроме вышеперечисленных, являются Тарусский в Калужской области, Зимаровский в Рязанской области, Угличский и многие другие, по молитвам перед которыми верующие получали исцеление от губительных поветрий – холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.

Закончить это повествование о древней Боголюбской иконе хочется словами из проповеди духовника Свято-Боголюбского женского монастыря архимандрита Петра (Кучера): «Поэтому и сегодня, может быть, как никогда ранее, в наше последнее, апокалиптическое время генерального наступления на Русскую Православную Церковь всех сил трансмирового зла, мы должны каяться и просить Пресвятую Богородицу о помощи. Должны молиться об исцелении от еще одной страшной болезни – чумы безбожия, богоборчества и богоотступничества. Ибо на наших глазах происходит невиданный еще в истории Церкви по мощи, масштабу и многообразию форм штурм Святого Православия.

Молитвами Пресвятой Богородицы да защитит Господь Русскую землю, укрепит Православную веру и возродит былую славу нашего Отечества. Пресвятая Богородица, спаси нас!».

Боголюбская икона Божией Матери находится в г. Тейково.

Инокиня Антония (Давидовская), насельница Свято-Боголюбского женского епархиального монастыря Владимирской епархии.

Использована литература:
1. Архимандрит Петр (Кучер). Блюдите убо, како опасно ходите, г. Владимир, 2006 г.
2. Боголюбов монастырь/ изд. Свято-Боголюбского мужского монастыря, Вязники, 1891 г.
3. Владимирские Епархиальные Ведомости, 1898 г., № 10.
4. ГАВО, ф. 556, оп. 108, д. 1361, л. 37, 38, 92-97.
5. ГАВО Ф. 244, оп. 1, д. 357, л. 4, 13, 13 об.
6. Доброхотов В. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852 г.
«Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год, составленная по монастыр¬ским актам и записям настоятелем оной обители игуменом Аристархом в 1767-1769 гг.»// Чтения в литературном обществе истории и древностей Российских при Московском университете, кн. I, M., 1878 г.
7. Настольная книга священнослужителя, М., т. 3, 1979 г.
8. Нечволодов А. Сказания о русской земле, изд. «Православная книга», 1991 г.
9. Православная Богословская Энциклопедия, М., 2006 г.
10. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому, Коломна, 1993 г.
11. «Труды Владимирской Ученой Архивной комиссии», г. Владимир, кн. XVI, 1914 г.
12. «Труды Владимирской Ученой Архивной комиссии», г. Владимир, кн. XVII, 1917 г.
13. Фролов Н.В. Предводители дворянства Владимирской губернии. Владимир, 1995.
13. Фролов Н.В. Предводители дворянства и председатели земской управы Ковровского уезда. Владимир, 1994.

«Центр защиты беременности и материнства»