Поездка на праздник Покрова в подворье Казанского монастыря к отцу Иринарху

Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы (Покро́в день) — непереходящий православный праздник, отмечаемый Русской Православной Церковью, в которой он относится к великим праздникам. В традиции русского православия праздник отмечается 1 (14) октября.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы, Государственная Третьяковская галерея)
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы, Государственная Третьяковская галерея)

В основу праздника положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери. Богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.

Описание в Великих Четьих Минеях

В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём[6], Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др.-греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия. Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Описание Димитрия Ростовского

Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвертом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: — Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире? Епифаний ответил: — Вижу, святой отче, и ужасаюсь. ( Димитрий Ростовский, Жития святых).

Версии происхождения праздника

Как отмечает современный исследователь, искусствовед С. Н. Липатова, история праздника Покрова Богоматери до сих пор полна пробелов, хотя вопросы о его происхождении неоднократно ставились в церковной и научной литературе. Высказывались различные мнения о месте его появления.

Афонский монах Пахомий Логофет, знаменитый агиограф XV века, в «Похвальном слове на Покров», помещенном в Великих Четьих Минеях, говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришёл на Русь.

Доказательств Пахомий не привёл, но его утверждение надолго стало причиной споров о том, русский или византийский праздник Покров. Например, Г. П. Георгиевский высказал мнение, согласно которому «установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме». Не менее убедительны, однако, мнения о русском происхождении праздника, но вопрос о конкретном месте его появления остаётся открытым.

Традиционная точка зрения, выразителем которой был М. А. Остроумов, связывает «начало почитания Покрова на Руси с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского». Эта точка зрения нашла отражение в Православной энциклопедии:

Андрей Боголюбский (работа В. М. Васнецова)
Андрей Боголюбский (работа В. М. Васнецова)

В память заступничества Богородицы через Её Владимирскую икону за войско Андрея Юрьевича Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году по инициативе князя были учреждены праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. Был создан ряд произведений (при возможном участии Андрея Юрьевича Боголюбского как автора в некоторых из них), главной темой которых является покровительство Богоматери Владимиро-Суздальскому княжеству: Слово о победе над волжскими булгарами, Слово на праздник Покрова, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери.

Праздник Покрова в Великих Минеях Четьих

«Сказание на Покров Святой Богородицы», входящее в состав Великих Миней Четьих митрополита Макария и характеризуемое «Словарём книжников и книжности Древней Руси» как «краткая заметка, в которой … сообщается об учреждении праздника Покрова на Руси по воле некоего владетельного князя».

Подопечные Фонда «Колыбель» совершили поездку на праздник Покрова в с. Архангельское Шуйского района к духовнику Фонда «Колыбель» руководителя ЦЗМ Шуйской епархии иеромонаху Иринарху. Женщины и дети исповедовались и причастились, три беременных взяли у о. Иринарха благословение на благополучные роды. Дай Бог им здоровья!

Фото: о поездке на праздник Покрова.

Пресвятая Богородица Храни нас!

И.Ю.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *